Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Авторы учебно-методического материала:
Александр Берков – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теоретической физики МИФИ;
Виталий Грибов – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры статистической физики Физического факультета МГУ;
Евгений Объедков – кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, лауреат премии мэрии Москвы, учитель физики школы-комплекса №548 «Царицыно».
Предлагаемое изложение школьного курса физики является одной из первых в России попыток создания учебного пособия, использующего возможности мультимедийного ПК и охватывающего все разделы курса физики 9–11-х классов.
При подготовке этого пособия учебный материал был специально подобран в соответствии с программой по физике для общеобразовательных школ. В основу настоящего пособия были положены самые распространенные в России учебники по физике:
И.К. Кикоин, А.К. Кикоин. Физика-9. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1994.
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика-10, 11. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1994.
Для удобства пользователя названия тем, вошедших в данное пособие, практически совпадают с соответствующими параграфами указанных учебников. И проработка нашего пособия очень похожа на повторение всего школьного курса физики на уровне требований общеобразовательной школы. Однако в некоторых вопросах материал все же выходит за рамки базовых требований, а некоторые вопросы, обсуждаемые в цитированных учебниках, в нашем пособии опущены. Некоторое смещение акцентов в изложении материала по сравнению с базовым курсом связано с желанием авторов представить материал максимально сжато, но без потери основных идей.
Мы полагаем, что на повторение одной темы достаточно отвести один день. Таким образом, полное повторение всего школьного курса физики возможно за два месяца работы с пособием. Отметим, что работа с настоящим пособием «живая» работа за компьютером, решение тестов и задач) также предполагает работу с учебниками.
Структура пособия такова. Пользователь может начать работу над одним из шестидесяти конкретных вопросов по пяти основным разделам школьной физики: механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, электромагнитные волны и оптика, теория относительности и квантовая физика.
В каждом вопросе пользователь найдет:
текст с формулами, содержащий объяснение темы (иногда минимально необходимое, для более сложных вопросов – развернутое);
рисунки и графики, относящиеся к теме и включающие элементы анимации, а также обязательный элемент взаимодействия с пользователем, позволяющий во многих случаях менять параметры в формулах для физических закономерностей и немедленно отслеживать результат этих изменений на экране;
биографические сведения о некоторых ученых, внесших важный вклад в развитие физики;
тесты на усвоение материала темы (при желании предоставляется возможность увидеть полное правильное решение первого теста; второй тест дает только правильный ответ);
задачи по теме (первая задача приводится с полным решением, для второй – дается только ответ);
возможность вызова в любой момент справок, касающихся системы единиц, фундаментальных физических постоянных, таблиц численных значений ряда физических величин;
возможность вызова «шпаргалки», содержащей основные формулы физики;
возможность вызова справочника основных формул школьного курса математики;
возможность вызова калькулятора;
контрольные тесты и задачи по каждому из разделов курса физики, разделенные на три уровня сложности. Часть задач реально давалась при поступлении в московские вузы (МАДИ, физфак МГУ);
кроме того, в пособие включены видеофрагменты реальных экспериментов.
При изложении вопросов мы не придерживались строгой последовательности и использовали там, где это казалось оправданным, сведения из курса, например 11-го класса, при обсуждении темы, которая в школе проходится в 9-м классе. Это же касается задач и тестов: в ряде случаев их формулировки содержат сведения, относящиеся к последующим разделам курса. При изложении вопросов механики, молекулярной физики и электромагнетизма мы широко использовали математические приемы (в частности, дифференцирование и интегрирование), которые проходятся в последнем классе. Подчеркнем, что предлагаемое пособие не предназначено для последовательного изучения физики школьниками 9-го и 10-го классов. Наш пользователь – это школьник 11-го класса, выпускник профтехучилища или любой другой человек, который желает за сравнительно короткий срок эффективно повторить весь школьный курс физики на уровне, позволяющем достойно сдать выпускные экзамены и выдержать приемный экзамен по физике в большинство технических вузов страны.
При изложении отдельных тем нами допущены следующие серьезные отклонения от содержания базового учебника. Включен вопрос «Теорема Гаусса» в раздел электростатики, вопрос «Геометрическая оптика. Линзы» в раздел оптики. Полностью переработан и существенно расширен материал, касающийся теории относительности и квантовой теории. Это связано с нашим убеждением, что именно вопросы физики ХХ в. наиболее слабо отражены в действующих учебниках и требуют иных подходов в изложении. В то же время мы опустили (по крайней мере, в данной версии пособия) обсуждение вопросов электропроводности металлов и полупроводников, так как, по нашему убеждению, излагать их следует с привлечением минимальных сведений из квантовой механики или на том «филологическом» уровне, который принят в стандартном учебнике и который вполне может быть освоен при чтении этого учебника.